На медицину, особенно российскую, нынче не жалуется только ленивый. И есть отчего: за последние несколько десятилетий роль врача была сведена к соблюдению утвержденных свыше стандартов. Усредненная схема диагностики, типовое лечение – соответственно, со средней эффективностью для пациента. Относительно здоровых удается вылечить, у большинства устраняют симптомы, и это считается удовлетворительным результатом. Официальная (или, как иначе ее называют, доказательная) медицина говорит, что так положено. Положено «задавить» боль таблетками, не обращая внимания на ее причины. Положено больше работать и как можно меньше быть на «больничном», даже если организм нуждается в помощи. При таком раскладе на долгую жизнь после пенсии рассчитывать не приходится. Как бы цинично это ни звучало, содержание пенсионеров невыгодно государству, да и фармкомпаниям тоже, ведь российские пенсионеры – не самые платежеспособные люди…
По существу, доказательная медицина доказывает не то, что больной выздоровел в результате лечения, а то, что он не умер. Хотя определенный процент летальных случаев все же допускается. Еще древнеримский медик Гален во II в. н. э. писал: «Все больные, принявшие средство, вскоре выздоровели, за исключением тех, кому оно не помогло — те умерли. Следовательно, это средство помогает во всех случаях, кроме безнадежных». Как говорят, железная логика.
Разумеется, такое положение дел устраивает не всех. Некоторые врачи и ученые начали открыто заявлять о том, что подавляющее большинство масштабных исследований проводятся в интересах и при финансировании крупных фармацевтических компаний. Говорить об изъянах в методологии исследований, которые приводят к ложноположительным результатам. О том, что исследования показывают разные результаты, однако публикуются лишь предпочтительные, а негативные выводы очень редко становятся достоянием общественности. Выгодные фармкомпаниям результаты опубликованных работ обобщают в крупных обзорах, на основании которых создают руководства для клинического применения.
Таким образом, по словам профессора медицины Джона Иоаннидиса (одного из наиболее известных специалистов по методологии науки и автора ряда критических статей о проблемах исследований), «в условиях рыночного давления клиническая медицина была преобразована в медицину, основанную на финансах». Иными словами, медицина была «прихватизирована» представителями мирового фармацевтического бизнеса. Особенно это отражается на российском здравоохранении. При низких зарплатах врачей возможность дополнительного заработка многим кажется соблазнительной, а для этого нужно всего лишь назначать «правильные» препараты – которые, к тому же, упомянуты в клинических руководствах. И вроде бы все по стандартам, вот только люди болеют чаще, пациентов становится все больше. И они не могут ждать, когда разрешится кризис тяжелобольной официальной медицины.
Что предлагает альтернативная медицина?
Традиционные методы лечения, такие как, к примеру, фитотерапия или рефлексотерапия, успешно применяются сотни лет. Фармакологической медицине не более ста лет, а нынешняя официальная медицина родом из военно-полевой хирургии. Она помогает в острых случаях, может успешно «отрезать», но не занимается комплексным лечением, в основе которого лежит восстановление организма.
Однако довольно много людей понимают, что лечить нужно причину, а не следствие, не болезнь, а человека. Именно такой индивидуальный подход и отличает альтернативную медицину от аллопатической, применяющей хирургические методы лечения и фармацевтические препараты. В традиционной медицине организм человека рассматривается как сложный комплекс взаимосвязей, и лечение обязательно учитывает эти особенности.
Однако возникает закономерный вопрос: если альтернативные методы так хороши, почему пациенты нередко говорят об их неэффективности? Ответ на самом деле прост. Если портной плохо сошьет костюм, мы не перестаем носить одежду, а ищем другого мастера. Чтобы стать настоящим мастером традиционной медицины, требуется много лет упорного труда и учебы. Взять иглоукалывание, которое требует знаний о множестве особенностей человека, нюансов его строения, тонкостей симптомов и взаимосвязей внутри организма, а также эффектов воздействия на каждую из нескольких сотен активных точек на коже. Гомеопатия оперирует тысячами препаратов, до назначения которых врачу приходится потратить несколько часов на обследование. В фитотерапии используется около полумиллиона лекарственных растений – неудивительно, что многие врачи выбирают более легкий путь аллопатии!
К сожалению, в девяностые годы альтернативная медицина была во многом дискредитирована появлением большого количества шарлатанов и мошенников. В медицине государственной тоже встречаются непрофессионалы, но, по крайней мере, в ней всегда существовали регулирующие механизмы. В настоящее время деятельность любых медицинских специалистов, в том числе тех, кто применяет альтернативные методы обследования и лечения, контролирует Росздравнадзор. И это, конечно, большое благо как для врача, так и для пациента.
Выход есть
Разумеется, развитие методов альтернативной медицины не стоит на месте. Сегодня появились компьютерные технологии, способные значительно упростить профессиональную деятельность врача. Безусловно, ни один аппарат не способен работать вместо человека и ничто не заменит мастерство и опыт, однако помощь медицинских приборов бесценна. Огромный объем информации, который нужно было хранить в голове, множество анализов и расчетов, которые отнимали большое количество времени, теперь доверяют сверхбыстрым и точным аппаратно-программным комплексам.
Вот лишь несколько примеров возможностей современных диагностически-лечебных приборов.
• АРМ «Медсканер БИОРС» − это портативный диагност, способный провести полноценный и быстрый скрининг состояния здоровья. Если недостаточно опытный специалист может допустить ошибку, то прибор не ошибется. При правильном подключении датчиков (что сможет выполнить, например, медсестра, тем самым снижая нагрузку на врача) программа выполнит обследование и выдаст отчет о нарушениях с рекомендациями.
• С помощью «Медсканера» возможно провести 8 методов обследований и выполнить 10 видов терапии. Много ли специалистов способны качественно использовать их в своей работе без помощи медицинского прибора?
• АПК «Кабинет Фолля» (Мастер) обладает меньшими функциональными возможностями и менее прост в обращении, однако и он способен на многое. Как и «Медсканер», этот прибор не назначит препарат, который не помогает. Он поможет выбрать именно то средство лечения, которое будет эффективно, активизирует те точки, которые в этом нуждаются. И, пожалуй, именно в этом видится выход для современной медицины – развивать направления, которые облегчают труд врача, совершенствовать такие методы, которые способны помочь каждому.